Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

155 лет со дня рождения Владимира Богораза, собравшего уникальные сведения о культуре коренных народов Северо-Востока

155 лет со дня рождения Владимира Богораза, собравшего уникальные сведения о культуре коренных народов Северо-Востока

27.04.2020

В пространном списке исследователей Северо-Востока имя Владимира Богораза занимает особое место. Разносторонний и наделенный многими талантами человек, обладавший феноменальной памятью и широчайшей эрудицией, собрал уникальные сведения о культуре коренных народов Северо-Востока. Его научное наследие сохраняет актуальность до наших дней.

Владимир Богораз родился в г. Овруч Волынской губернии (ныне Житомирская область) в небогатой семье. При рождении ему дали имя Натан. Позже он крестился под именем Владимир, а свое первое имя оставил в качестве литературного псевдонима. Н. А. Тан - так он станет подписывать свои стихи и прозаические произведения.

С ранних лет юноша был вынужден подрабатывать, и с детства в нем проявились склонности к наукам и литературе. Вскоре семья переехала с Волыни в При­азовье. Несмотря на непростое материальное положение, Владимир сумел получить неплохое среднее образование и после окончания в 1880 г. таганрогской гимназии поступил в Петербургский университет. Учился сначала на физико-математическом, а с 1881 г. - на юридическом факультете.

Как и многие интеллигентные люди той поры, увлекся революционными идеями. С конца 1880 г. работал в революционных народнических кружках. Осенью 1882-го за участие в студенческих волнениях был выслан из столицы в Таганрог. Однако и там деятельная натура Богораза не дала покоя ни ему, ни местным стражам правопорядка. Он организовал революционный кружок и вел революционную пропаганду среди рабочих. После разгрома кружка Богораз был арестован и 11 месяцев провел в тюрьме. Выйдя на свободу, некоторое время жил на нелегальном положении.

В 1885 г. стал одним из основателей организации «Народная воля» в Екатеринославе (Днепропетровск), работал в подпольных типографиях народовольцев в Новочеркасске, Таганроге, Туле и Москве. В декабре 1886 г. был вновь арестован и три года провел в заключении в Петропавловской крепости. В 1889 г. сослан на 10 лет в Среднеколымск.

Колыма открыла для ссыльного Богораза новое поприще и определила всю его дальнейшую жизнь.

Став жителем «Колымской республики», как называли ссыльные свою общину, Богораз занялся изучением местного края, записью русского фольклора Колымы. Многие колымские редакции русских эпических произведений - былин и старинных песен - известны только благодаря записям Владимира Германовича.

С 1895 по 1897 г. по поручению Географического общества он кочевал вместе с чукчами по тундре, знакомясь с их бытом, нравами, верованиями. Богораз считал изу­чение северных народностей, первобытных и находящихся на грани вымирания, социальным заданием эпохи, продолжением своей общественной деятельности. Жизнь в чукотских стойбищах не только дала ему массу этнографического материала, который он позднее обобщил в своих научных трудах, но и побудила к литературной работе.

Богораз о колымской ссылке потом даже вспоминал с некоторой ностальгией:

«Незабвенные годы в Колымске, - натуральное хозяйство, каменный век вживе… Не половишь - не поешь. Ловишь рыбу, ездишь на собаках, вместе с собаками кормишься этой рыбой. В амбаре живет горностай, хватает мышей и таскает мясные куски. На площади гнездится куропатка. А морозы такие - плюнешь, замерзший плевок вонзается в снег сосулькой. Было нас полсотни человек. Собак у нас было за 200. Десяток неводов. Рыбы ловили на каждого в год пудов 60, дров заготовляли в общем до сотни кубов. Все своими собственными белыми ручками, кого же заставишь… С русским населением на реке Колыме мы совершенно сблизились… Плясали на зимних посиделках, пели вместе с девицами старинные игровые песни. По праздникам разыгрывали винт «с прикупкой», «с присыпкой», «с гвоздем», «с эфиопом», «с треугольником» и «классический» простой. А в тяжелые зимние ночи читали напролет увесистые книги на разных языках».

Богораз-прозаик дебютировал в 1896 г. с рассказом-очерком из жизни чукчей «Кривоногий», который Владимир Короленко опубликовал в журнале «Русское богатство». В этом же году были напечатаны его первые колымские стихотворения. Богораз сразу заявил о себе как писатель-этнограф. В чукотских рассказах он стремился к точной передаче быта и нравов чукчей, отдавал должное упорству коренных народов в борьбе с суровой природой, их искренности и прямоте, ценил поэзию их верований, но не скрывал их предрассудки и суеверия, бедность, племенную рознь.

В 1898 г. по ходатайству Академии наук получил разрешение вернуться в Петербург, где до 1899 г. работал в Музее антропологии и этнографии. Первая книга прозы Богораза «Чукотские рассказы» вышла в 1899 г., а в 1900-м - поэтический сборник «Стихотворения». В 1902 - 1903 гг. он обрабатывает экспедиционные материалы, пишет новый цикл рассказов о Севере, роман «Восемь племен» о жизни народов Северо-Востока, роман «За океаном», посвященный судьбе русских эмигрантов в Америке, книгу очерков «Духоборы в Канаде». Оставаясь писателем-этнографом, Богораз в романе «Восемь племен» впервые широко использует фольклорный материал, создает легендарно-эпические образы.

События Первой русской революции отразились в повести Богораза «Дни свободы», в его аллегорических рассказах и острых политических памфлетах. В 1905 - 1906 гг. им были созданы стихо­творения «Предсмертная песня», «Цусима» и др. Как и в лирике 1890-х - начале 1900-х гг., Богораз призывал в них к борьбе с царизмом, воспевал павших за революцию. Его «Дни свободы» интересны и как документальный рассказ очевидца о событиях Московского восстания.

Литературоведы называют Богораза одним из первых авторов русского фэнтези - в фантастическом романе «Завоевание мира» (1909 г.) показан бунт юношей-«космистов», решивших взорвать Землю, общество сытой пошлости, и улететь в космос. Несмотря на революционные убеждения, в годы Первой мировой войны Богораз проникся патриотическими чувствами, выехал на фронт в составе санитарного поезда, печатал в газетах материалы в поддержку воюющей русской армии.

После революции 1917 г., которую ученый принял далеко не сразу, работал сотрудником исторического музея. В декабре 1929 г. по инициативе Владимира Богораза был основан Институт народов Севера, где он, будучи профессором, читал студентам лекции по общему народоведению.

Владимир Германович стал инициатором создания Комитета содействия народностям северных окраин (Комитета Севера) при Президиуме ВЦИК в 1924 г. и был деятельным членом этого комитета, задача которого - «содействие планомерному устроению народностей Севера в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и культурно-санитарном отношении». Одним из предприятий этого комитета было создание на дальних окраинах культбаз для просвещения и медицинского обслуживания народов Севера. Одной из таких культбаз стала Восточно-Эвенская на берегу бухты Нагаева, на месте которой позже вырос город Магадан.

В 1899 г. Богораз выехал в Нью-Йорк, оттуда он вновь отправился на Северо-Восток, изучал этнографию и языки народов Камчатки и Чукотки. Он стал одним из этнографов Джезуповской экспедиции, масштабного исследования коренных народов северной части Тихого океана, которое организовал Американский музей естественной истории. Богораз получил самую современную на тот момент фотоаппаратуру, благодаря чему его снимки - своеобразный фоторепортаж о коренных жителях края начала XX в.

В 1900 г. на почтовом пароходе «Байкал» Богораз отправился в Ново-Мариинск (современный Анадырь), тогда самый северный поселок на восточном побережье России. Оттуда он планировал исследовать расположенные еще дальше к северу и востоку селения чукчей и эскимосов, однако из-за бушевавшей в этот год эпидемии кори, унесшей около трети жизней обитателей полуострова, проводники отказывались ехать. В итоге он ограничился сбором материала среди оленных чукчей, проводивших лето на побережье Анадырского лимана. В обмен на чай, табак, муку и бисер Богораз приобретал у них предметы из резной кости, амулеты, каменные наконечники и фигурки идолов. Также он много фотографировал, делал антропометрические измерения и изучал местные языки.

В ноябре Владимир Богораз около месяца путешествовал на собачьей упряжке из Ново-Мариинска в с. Каменское на Камчатке, по пути объезжая селения оседлых коряков и ительменов. В марте 1901 г. Владимир Богораз вернулся в Ново-Мариинск, где составил отчет для музея, и спустя месяц ему все же удалось выехать на северное побережье Берингова моря вплоть до мыса Чаплина, где он два месяца собирал предметы быта и образцы фольклора приморских чукчей и эскимосов, посетил остров Святого Лаврентия в Беринговом проливе. Не имея возможности вернуться в Ново-Мариинск на пароходе, Богораз отправил собранный им груз в музей вместе с проходящим мимо американским китобойным судном, а сам на байдаре вернулся в Ново-Мариинск, а оттуда на пароходе во Владивосток.

Итогом его работы становится фундаментальная монография «Чукчи». Эта книга до сих пор остается самым исчерпывающим трудом по материальной и духовной культуре чукотского народа.


Источник: https://magadanpravda.ru/istoriya/kak-politicheskaya-ssylka-prevratila-revolyutsionera-v-uchenogo



Возврат к списку